Гипсовая лепнина является одновременно изысканным, универсальным и при этом довольно долговечным материалом. Но все же подобные изделия тоже поддаются всевозможного рода деформациям, включая механические повреждения, негативное воздействие внешней среды, либо механический износ при длительном периоде эксплуатации достаточно хрупких гипсовых деталей.
Чаще всего реставрацией этого материала занимаются в исключительных случаях, когда имеются действительно аутентичные и раритетные, дорогие образцы, которые требуется восстановить, обновить их внешний вид.
В случае со «стандартной» лепниной, не представляющей высокой исторической или художественной ценности, дешевле и проще приобрести новые модули (например, декоративные углы для потолочного плинтуса), либо выполнить их из свежего гипсового раствора.
Планируя реставрацию лепнины, необходимо принять во внимание тот факт, что для реставрации, во-первых, потребуется набор специальных инструментов, а, во-вторых, наличие определенных навыков.
Приведение в порядок лепнины подразделяется на следующие виды работ:
Реставрация предполагает очистку от слоев краски и шпаклевки и восстановление утраченных элементов, а также заделку трещин, вмятин и швов.
Полное сохранение существующих частей используется в интерьере помещений и на фасадах зданий, которые относятся к архитектурным памятникам. Такие работы проводятся после оформления разрешительных документов и в полном соответствии с проектной документацией.
Воссоздание лепнины – это изготовление копии элементов декора по сохранившимся элементам, фотографиям, данным из архивов. Используется на фасадах и в помещениях, где имеют места сильные разрушения лепнины, а также для укрепления оставшихся (наносится смесь, содержащая более прочные марки гипса, чем использовали отделочники).
Ремонт представляет собой заделку сколов, разного рода трещин, а также демонтаж поврежденных элементов и замену их на новые. Используется, главным образом, на современных фасадах, а также в помещениях.
Расчистка – очистка поверхностей лепного декора от наслоений пыли и грязи для восстановления изначального вида.
Приступая непосредственно к самому процессу реставрации, нужно выявить характер и глубину всех имеющихся повреждений, чтобы выбрать оптимальный способ их устранения. Также потребуется очистить поверхность изделия от имеющихся остатков старой краски, чтобы проверить его на наличие скрытых дефектов.
При работе с повреждениями на поверхностях с тонким орнаментом можно ориентироваться на участки лепнины, которые находятся в нормальном состоянии. Если большая часть изделия подлежит восстановлению, ориентироваться можно на фотографии, где она запечатлена в своем первоначальном виде. Обычно имеющиеся швы и образовавшиеся трещины расшивают и заново заполняют гипсом.
Завершающим этапом реставрации будет обработка поверхности отремонтированного изделия.
Первым делом потребуется досконально изучить характеристики имеющихся частей изделия для дальнейшего создания максимально приближенной к ним детали. После того, как новый элемент будет изготовлен, его необходимо правильным образом обработать и прочно закрепить на базовой поверхности.
В конечном счете, используя правильный раствор, можно заново создать утраченные или разрушенные детали. Однако чаще всего это оказывается куда сложнее и дороже, нежели заказ всего комплекса работ, связанного с реставрацией. Заключение: восстанавливать или нет?
Даже если изделие само по себе не представляет особой раритетной ценности, восстанавливать старую лепнину однозначно стоит. Декор используется для придания помещению или фасаду особой атмосферы, той, которой некогда добивался архитектор, планируя здание, и которая является частью достаточно сложного комплекса других элементов.
Бывает, что после восстановления лепнины некоторые части будут отличаться и выглядеть не совсем так, как оригинал (например, по причине отсутствия документов о первоначальном виде орнамента), главное – чтобы к нам перешли впечатления от общей композиции из прошлого, ее задумка, ее атмосфера.