+7 (969) 037-67-12

Заказать звонок
Московская область
г. Пушкино
ул. Чехова, д. 1, корпус 1

Изящная лепнина в стенах Эрмитажа

Здания Эрмитажа, Зимний дворец и другие строения заметно выделяются на фоне Санкт-Петербурга. Неповторимые шедевры зодчества, которые невероятным образом декорированы натуральной гипсовой лепниной не только снаружи, но и внутри.

лепнина в Эрмитаже

Пилястры и капители, украшающие фасады, смотрятся роскошно, особенно в ночном освещении современного города. Фасады покрашены в нежный бирюзовый цвет, который прекрасно сочетается с белой лепниной, но всё это сегодняшний образ.

В далеком прошлом, когда барокко правило всеми сферами искусства, здания были окрашены в желтый, а затем в красный оттенок, подражая образам французских улиц.

Барокко

Растрелли, проектировавший Зимний дворец, уделял огромное внимание каждому элементу декора. Его чертежи включали в себя даже самые мельчайшие фрагменты, ведь мастер стремился к совершенному образу барокко.

Для того, чтобы воплотить в жизнь все задумки, потребовался талант более тысячи мастеров гипсовой лепки и позолоты. Барочная стилистика требует невероятной выдержки, ведь все детали тяготеют к движению. Но, благодаря колоссальным усилиям, лепнина из гипса прекрасно сочетается с французской мебелью, специально заказанной в Европе.

Все скульптуры во внутренних залах, узоры из гипса в виде растений, пилястры, капители на колоннах, балюстрады на лестницах – всё это густо покрыто позолотой, демонстрирующей роскошь и монументальность всей конструкции.

потолок Эрмитажа

Классицизм

Если вы любите неспешно прогуливаться по внутренним залам Эрмитажа, то могли обратить внимание, как лепное убранство тяготеет к стилю классицизма и ампира. Это произошло не потому, что архитектор плохо разбирался в искусстве. Наоборот, Растрелли был гениальным проектировщиком, но ему не довелось довести свое детище до завершения.

На смену мастеру пришли Ю. Фельтен, Ж. Деламот, Ринальди и другие. Они решили вдохнуть в интерьер свежие идеи, благодаря чему Эрмитаж обрел особую строгость и симметричность, к которым изначально стремится классика.

Классицизм не просто так стал доминирующим мотивом в помещениях Эрмитажа. Его стилистика прекрасно сочеталась с политическими направлениями государства. В те годы Российская империя славилась своими доблестными победами, и архитекторы явно были вдохновлены этими настроениями. Это проявляется в лепнине, которая сделана в форме копий, стрел, щитов и другой военной атрибутики.

лепнина в Эрмитаже

Другие стили

Но архитекторы не останавливались на этих направлениях, продолжая видоизменять помещения в зависимости от предпочтений правящих хозяев. Поэтому, если мы попадем в личные императорские покои Александры Федоровны, то удивимся, как пространство резко обретет черты рококо и шинуазри, которые отличаются изящной росписью на потолке, имеющему форму свода.

покои в Зимнем дворце

Просто невероятно, как проектировщики продумали диалоги между совершенно противоположными плоскостями. Так, в Георгиевском зале можно проследить интересные сюжеты. Здесь паркетное покрытие на полу будто бы является проекцией потолочного убранства. Это сложнейшая техника, на то время требовавшая невероятных навыков.

георгиевский зал

Особого внимания заслуживает фойе Эрмитажного театра. В начале XX века над проектировкой лепнины здесь трудился знаменитый архитектор Бенуа. Без сомнения, бал здесь правит рококо. Гипсовая растительность, узоры, рокайли, позолоченные рамы, ниши и панно – всё это образует прекраснейший ансамбль, мировое культурное достояние.

фойе театра в Эрмитаже

Александровский зал, принадлежащий «перу» Брюллова, был построен после пожара, вспыхнувшего в 1837 г. Здесь несомненно прослеживаются готические и классические лейтмотивы, которые сливаются в едином порыве. Декор посвящен Александру I и войне 1812 года, поэтому здесь мы наталкиваемся на мотивы военных походов. Благодаря особому строению стен и свода, архитектор создал зал, который напоминает храм.

Александровский зал Эрмитажа

Ярким, золотым светом горит Гостиная Марии Александровны. Изначально, идею разработал Штакеншнейдер, а после пожара за выполнение проекта взялся Брюллов. Ему удалось повторить роскошь и торжественность внутренних помещений Московского кремля. Здесь всё словно бы отлито из чистого золота, которой так и переливается в свете массивных люстр, а сама лепнина щедро позолочена. И картина дополняется зеркальным паркетом, который отражает всё это великолепие.

покои императрицы в Эрмитаже


Все художники, которые работали над убранством Эрмитажа, увековечили память о себе в каждой детали. Именно благодаря их гению мы с гордостью принимает туристов со всех уголков мира, которые искренне восхищаются мастерством российских архитекторов!


Другие статьи